Уже восемь лет мечтаю сыграть за сборную
Защитник «Бенфики» Виталий Лысцов рассказал, как пришел в футбол, где его заметил «Локомотив», почему дебют в первой команде получился неожиданным, и как Луизао помогает освоиться в Лиссабоне.
«МАМА ЗАПРЕЩАЛА ИГРАТЬ В ФУТБОЛ»
- Виталий, расскажите, как начинали играть в футбол?
- Родной и двоюродный братья занимались футболом, но ни у кого не получилось заиграть. Родной брат ушел в армию, после которой уже профессионально не играл. А двоюродному пришлось закончить из-за проблем со здоровьем. У него были сильные головные боли, терял сознание. Я же с детства любил ходить на игры брата, даже когда еще толком не имел представления о футболе. В Воронеже самый знаменитый клуб - «Факел», а брат играл в «Локомотиве». Так я вместе со всеми кричал: «Факел!», а поддерживал брата. А потом его тренер предложил мне приходить несколько раз в неделю на занятия. Сначала отказался, думал, во дворе лучше играть. Да и в то время участвовал в школьных соревнованиях по футболу. Начал выделяться среди других детей, и меня пригласили в воронежский «Локомотив».
- То есть, первой командой можно смело называть «Локо», пусть и из Воронежа?
- Ну, тогда не было никаких контрактов, можно было переходить из одного клуба в другой. Был период, когда выступал за несколько клубов сразу: за «Кристалл», «Локомотив» и «Динамо». В этом возрасте, 7-8 лет, никаких чемпионатов по Воронежу не было, организовывали только мини-турниры. И куда знакомые тренеры звали, туда я и ездил, не отказывался.
- Родители одобряли?
- Мама все время запрещала тренироваться и играть. А я с детства был самостоятельным. Все с мамами и папами приходили на занятия, а я один. Спокойно садился на автобус и ехал. Доходило до того, что мама забирала ключи от квартиры. Но и это не останавливало. Я просто оставлял открытой дверь, а нужные вещи на балконе находил. Кстати, пока родной брат был в армии, все мои матчи посещал двоюродный. Он подсказывал, советы давал.
«ЧЕХ СКАЗАЛ: «ДАВАЙ СФОТОГРАФИРУЕМСЯ»
- Как в итоге состоялся ваш переезд в московский «Локомотив»?
- Мы участвовали в турнире РЖД в Москве. Там меня и заметили. Директор академии «Локо» подошел и пригласил на просмотр. Через пару тренировок мне сказали, что берут в академию. Так, с 12 лет, и начал жить в интернате. Сначала мама приезжала на неделю, на две. Но я был только за такой самостоятельный образ жизни. Даже не скучал. Конечно, были тяжелые периоды, хотелось уехать домой, к друзьям. Но это случалось, если не попадал в состав, или ругали на тренировках.
- Вас сразу в защиту определили или на других позициях пробовали?
- На многих позициях поиграл. В Воронеже - в защите и полузащите. Но больше в атаке, в детстве хорошие данные были. В Москве пробовали в опорной зоне, одно время даже крайнего полузащитника играл. Потом начал расти, немного пропала скорость. Тогда и поставили в защиту. Но это все было на маленьких полях. А когда перешли на большое, окончательно обосновался в центре защиты.
- Самые яркие впечатления из футбольного детства?
- Помню, как на Кубок РЖД приезжали «Челси», «Реал». Так я на каждую тренировку «Челси» приходил и брал автографы у игроков. Майки мы просили, но никто не дал, вырвать не получилось.
- С кем-то удалось поговорить?
- Как-то раз к Чеху подошел. Сказал: «Плиз, фото», попытался объяснить, что хочу с ним сфотографироваться. А он такой по-русски: «Давай сфотографируемся». «Ничего себе!» - тогда подумал.
«БИЛИЧ КРИКНУЛ: «ЛЫСЦОВ, ПЕРЕОДЕВАЙСЯ!»
- Виталий, в Португалии, когда подписывают игрока, дают ему слово, чтобы он сам себя представил. Расскажите, какие у вас сильные стороны?
- Неплохо играю головой, хорошая скорость, могу начинать атаку, владею длинным пасом, еще сильный удар.
- Вы дебютировали за «Локо» в 17 лет. Как это было?
- Шли последние минуты матча с «Краснодаром», мы вели в счете 2:1, и нужна была тактическая замена. Тогда на бровке разминались Павлюченко с Оздоевым. Они видят, на табло уже 90-я минута. Ну, чего дальше разминаться, оба сели на лавку. Билич поворачивается, смотрит, а они сидят. И он, не долго думая: «Лысцов, переодевайся!» Я за секунду, как супермен, скинул все вещи. Когда уже стоял у бровки, Билич мне что-то по-хорватски говорил. А переводчик Степа так и не перевел, на какую позицию выхожу. До последнего кричал: «На какую позицию идти?» В итоге меняют Кайседо. И я играл крайнего нападающего, но в последние минуты мы все в обороне были. Так и не получилось тогда мяча коснуться. Чуть-чуть чиркнул, когда Бурлак его выбил. Если бы перехватил, выходил бы один на один с центра поля. Всего-то сыграл минуту с небольшим, но так задохнулся! Те эмоции ни с чем не сравнить. Я никого не слышал, даже болельщиков. Потом еще думал, чего такой стадион тихий был? Ну, видимо, я в себя ушел.
- Долго ли добивались перехода в первую команду?
- Все быстро получилось. Я вроде только-только в молодежку попал, а тут и Билич начал подтягивать к основе. Экспрессом пролетел.
- Что потом не получилось в «Локо»?
- Славен Билич меня хвалил. Я провел все сборы с командой. И Степа потом сказал, что Билич на меня рассчитывал. Но на последнем сборе получил травму. А Билич во втором круге уже спасал свою репутацию. Там не до молодых было. Да и у меня в тот период были проблемы с коленями. Причем обходился без операции, поэтому долго лечился и форму набирал. Когда пришел Кучук, хотел взять на первый сбор, но я снова получил травму. Поехал с основой на второй сбор. Но уж слишком большой период пропустил.
- И как контракт закончился, вы решили сменить обстановку?
- Да, чувствовал, что большая конкуренция, опытные игроки. Терять время, играя за молодежку, не хотелось. Я бы не прогрессировал.
«ЛУИЗАО ДОБРЫЙ И ОТЗЫВЧИВЫЙ»
- Ваш кумир в детстве?
- Давно болею за «Челси». Кумирами были Лэмпард и Терри. Сейчас же ориентируюсь на игру Пике.
- Кто из Португалии сейчас самый крутой защитник?
- Луизао из «Бенфики». Легенда клуба.
- Говорят, Луизао просто как отец для всех новичков клуба, помогает во всем.
- Он дружелюбный. Каждую тренировку спрашивает как дела, готов ли я. С ним даже можно не разговаривать, а только посмотреть. И уже обретаешь спокойствие и уверенность. Луизао очень добрый и отзывчивый.
- У вас прозвище в Португалии не появилось?
- Здесь мое имя путали поначалу. Все время кричали: «Вазили! Вазили!» Потом поняли, что неправильно, потихоньку привыкают. Теперь почти все зовут Виталий.
- Вас местная пресса называет русским гигантом.
- Ха-ха! Нормальное прозвище, учитывая мой рост. Пусть дальше так зовут, я не против.
- Какие цели ставите на ближайшие полгода?
- Здесь очень хороший тренировочный процесс. Сейчас задача работать, проявлять себя и попадать в первую команду.
- О ЧМ-2018 задумываетесь? Может, пора вытеснить Игнашевича из состава?
- Игнашевича время поджимает. А молодым к этому сроку надо бы уже себя проявлять. У меня же мечта представлять сборную появилась еще восемь лет назад. Буду стремиться к этому.
Источник: Sovsport.ru
Автор: Юлия Яковлева