"За четыре года мы стали намного опытней"

12.02.2013

Вратарь Елена Кочнева и защитник Наталья Перцева имеют за своими плечами не одну игру за национальную команду. В связи с различными обстоятельствами они на время выбыли из состава сборной, но вновь получили вызов на сбор в Финляндию. В связи с этим событием девушки дали интервью официальному сайту РФС, где рассказали о своем возвращении в команду, а также вспомнили об играх на ЕВРО-2009. 

- Елена и Наталья: вы не понаслышке знакомы со сборной России: играли на ЕВРО-2009, регулярно вызывались в команду, но в какой-то момент выпали из обоймы. Что произошло?

Е.К.: Я участвовала в отборочном цикле, все было хорошо, но получилось так, что я получила серьезнейшую травму плеча. Я не играла целый сезон, речь шла даже о завершении карьеры, но я делала все, чтобы восстановиться. Было тяжело, но очень хотелось вернуться! Потихоньку начала тренироваться, но пока не провела ни одного официального матча после повреждения. При этом умом понимала: я только начала возвращаться в футбол, еще не играю, хорошо бы хотя бы в клубе восстановить свои позиции. А сердцем думала о сборной: а вдруг все-таки позовут? Мечтала втихаря, и тут поступил вызов. Я то понимала – все это авансы за былые заслуги, ведь тренер объективно не может оценить мое сегодняшнее состояние. Но было очень приятно и радостно! Дело было так: после матча с «Рязанью-ВДВ» Сергей Николаевич подходил ко мне, интересовался положением дел. Я сказала, что в принципе готова, но с игровой практикой беда. Здорово, что все равно меня вызвали, пусть и авансом. До ЕВРО есть время, чтобы окончательно восстановиться и набрать игровую практику. Главное, чтобы со здоровьем все было в порядке.

Н.П.: В национальной команде, насколько я помню, я начала играть лет в 18: Это было еще при Быстрицком. В какой-то момент была годовалая пауза, но затем меня вернули в команду. Тренеров сменилось много, особенно в последние годы: Игорь Шалимов, Вера Паув, Фарид Бенстити… При французе я участвовала первой половине отборочного цикла, но в какой-то момент новый тренер сборной Антонов, сменивший французскую бригаду, во время сбора в Новогорске перед заключительными матчами решил отправить меня домой. Объявил, что я не готова функционально, хотя мне кажется, что были другие причины. Ладно, не будем об этом, тем более, что Антонов тренировал команду всего два матча. Хотя честно скажу: было обидно. В итоге сейчас я вновь в команде и очень надеюсь здесь остаться.

- Как вы думаете, когда наступит окончательная определенность с составом на ЕВРО? И готовы ли вы ждать до последнего момента в надежде получить вызов?

 - Е.К.: Думаю, показательный станет следующий сбор в Хорватии. Хотя я уверена, что несколько позиций останутся открытыми. Что касается вратарей, то нас не так много. На сборе я, Эльвира Тодуа и Юля Гриченко, на место в сборной также претендуют Маргарита Широкова и Мария Жаманакова. На место в команде также претендовала Кристина Слащинина, но она получила травму. Не знаю, сколько голкиперов поедут на ЕВРО, но думаю что три. Вроде бы Маша вызывалась в Финляндию, но там возникли проблемы с паспортом. К слову, у меня тоже была непонятная ситуация с паспортом, но я смогла ее решить, потому что очень хотела попасть в сборную. При этом я знаю Лаврентьева и уверена, что он не будет ничего делать во вред себе и команде: в Швецию поедут самые достойные. Это, кстати, влечет за собой дополнительную ответственность: не думаю, что он возьмет вратаря, который вроде как был в обойме, но растерял форму.

Н.П.: Я прекрасно понимаю, что сбор в Финляндии – селекционный, и все решится позже. Сергей Николаевич на собрании четко сказал, что за былые заслуги и достижения никого держать не будет, поэтому все надо доказывать заново. Конечно, хочется верить, что у меня есть шанс попасть в обойму, я очень стараюсь. Положение осложняет тот факт, что на этих сборах меня наигрывают на непривычной позиции опорного полузащитника. Когда-то давно я, конечно, играла на этом месте, но уже подзабыла, как это делается. Честно говоря, я ради ЕВРО готова выступить на любой позиции, но меня беспокоит, что мне нужно себя проявлять, а я в новом амплуа несколько теряюсь и не знаю что делать. Все-таки я практически всю карьеру играла защитником, и перестроиться сложновато. Собираюсь пообщаться с тренером Еленой Фоминой, которая всего год назад вместе со мной играла в сборной, и порасспрашивать ее, как играть опорнику. При этом навыки защитника я не забуду и всегда буду готова подстраховать оступившегося партнера (улыбается).

- Готовы ли вы ехать в Швецию в качестве запасных?

Е.К.: Конечно, присутствие на таком турнире важно, но если не стремиться сыграть, то смысл тогда тренироваться? Я должна быть готова выйти на поле в любой момент, а окончательное решение останется за тренером. 

Н.П.: Не хочу сейчас забивать себе голову подобными мыслями. Любой игрок в команде играет важную роль, но шанс сыграть в основе выпадает лишь тем, кто попал в окончательный список приглашенных. Поэтому ставлю перед собой ближайшую цель, а там посмотрим.

- Вы вызывались при многих тренерах и как никто другие можете судить о тренировочном процессе.

Н.П.: Мне интересно. Такой план тренировок мне понравился. Конечно, прошло только два дня, но первое впечатлений положительное.

Е.К.: У каждого тренера вратарей свое видение, и у каждого есть чему поучиться. Я дискомфорта не испытываю: много ценных подсказок и советов.

- Вы обе сыграли четыре года назад на ЕВРО-2009. Попробуйте вспомнить свои эмоции на тот момент, а также проанализировать, чего же в итоге не хватило сборной России для хорошего результата.

Е.К.: У меня воспоминания о ЕВРО не очень хорошие. Я сама себя не узнавала: отбивала какие-то несвойственные мне мячи и при этом могла ошибиться в простой ситуации. Сейчас понимаю, что на тот момент мне, наверное, было рано чисто психологически играть на таком уровне. До того момента я сыграла всего несколько матчей, и тут сразу такая ответственность. Я просто-напросто растерялась. Кроме того, я по-человечески понимала вратаря Эльвиру Тодуа, которая играла в основе, но на ЕВРО по каким-то посторонним причинам оказалась в запасе. Вся та ситуация напрягала и не добавляла спокойствия. Сейчас я стала опытней и гораздо уверенней в своих силах. Думаю, многие из того состава также сделали правильные выводы, которые помогут команде в Швеции.

Н.П.: Это был мой первый чемпионат Европы. Я сыграла все матчи, но не могу сказать, что помню все в деталях. Думаю, что тогда у нас не было психологии победителей . С той же Англией мы вели 2:0, но испугались своей прыти и в итоге проиграли. Не ожидали, что можем хорошо играть с грозными соперниками. Также мы испытывали проблемы с реализацией моментов. Могли забить много голов и с Англией, и с Италией, но мяч шел куда угодно, только не в ворота. Но мы стали опытней, мудрее, и на сей раз, я думаю, будем бережней относиться к голевым возможностям.

- В чемпионате России на ваши матчи ходит не так много народа, а на том же ЕВРО стадионы забиты битком. Дополнительных психологических проблем не возникает?

Н.П.: Возможно, давным-давно я и волновалась, когда на меня смотрело больше, чем десять человек (смеется). Сейчас же много болельщиков только в плюс: играть для большой аудитории интересней, чем при пустых трибунах.

Е.К.: Я тоже не испытываю больших проблем в связи с этим. Наверное, первые минуты немного волнуешься, но после первого касания мяча полностью погружаешься в игру и не реагируешь на происходящее вне поля. А при бурной поддержке всегда приятно играть!

0